Управленческий консалтинг

Мы получили Ваш запрос и ответим Вам в ближайшее время.

Спасибо! Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время

×
×
Подпишитесь на обновления
×
Публикации

Отраслевая аналитика

Функциональная аналитика

× фото

Непрерывный подход к управлению запасами: технология, которая стала необходимостью

Октябрь, 2017

Непрерывный подход к управлению запасами: технология, которая стала необходимостью

Нередко главной причиной проблем логистической сферы является неэффективное управление запасами или планирование цепочки поставок. Мы предлагаем обсудить способы организации кросс-функционального сотрудничества, которые помогут повысить эффективность этих функций.

Рассмотрим классические примеры:

  • Производитель потребительских товаров не может решить задачу оптимального распределения запасов между пунктами смешивания. Когда уровень запасов превышает вместимость хранилищ в пунктах, возникает необходимость их перераспределения, а это – лишние издержки на перевозку или аренду внешних складов.

  • Когда планирование спроса подводит автоконцерн, ему приходится транспортировать увесистые детали корпусов из складов другого завода, пользуясь услугами международного грузоперевозчика. Иначе производство просто остановится.

  • В стремлении удовлетворять спрос «всегда и везде» крупный ритейлер переходит на многоканальную стратегию, что вызвано необходимостью поиска компромиссных решений для множества задач: размещения запасов, распределения каналов, управления складами, оптимизации затрат на перевозку и т.д.

В каждом примере прослеживается недостаток активного и информированного центра принятия решений. Впрочем, во многих отраслях прослеживается большое расхождение в эффективности управления запасами между компаниями нижнего и верхнего процентиля.

Одной лишь команде по управлению цепями поставок не под силу его устранить. Для этого необходимо наладить сотрудничество между логистикой и планированием. То есть, для успешной работы компания должна получить целостную картину функционирования системы поставок, найти нужные компромиссы и синхронизировать функции планирования и логистики. 

Система непрерывного планирования и исполнения

Эффективное управление запасами опирается на две ключевые идеи: 

  1. Четкое распределение обязанностей и организация процесса принятия решений на уровне стратегии, тактики и операций;

  2. Координация функций внутри системы поставок, в первую очередь, планирования и логистики.

Управление запасами требует наличия способностей и умений принимать решения на нескольких уровнях. Для компаний из разных отраслей сроки могут отличаться, но стратегический уровень достигается не ранее, чем за год, и может требовать серьезных вложений. Сроки выхода на тактический уровень – от 2 месяцев до полутора лет; операционный уровень должен осваиваться моментально – до двух недель.

Сначала компания подходит к стратегическому уровню управления запасами. На этом этапе принимаются важнейшие решения исходя из бизнес-целей компании. Затем на их основе принимаются решения на тактическом уровне, и, наконец, на операционном. 

Каждому предыдущему уровню сообщается о целях и  решениях, принятых на последующем уровне, а также происходит их согласование во избежание противоречивых шагов. Это залог успешной реализации стратегии компании. Рассмотрим подробнее подходы к кросс-функциональному сотрудничеству и принятию решений.

Запасы 1.png

Рис. 1. Ориентировочные показатели оборачиваемости запасов по отраслям

Стратегический уровень

Основная цель на этом уровне – разработка стратегии непрерывного исполнения, которая будет определять структуру системы поставок и стратегию распределения запасов. В ней также должны быть сформулированы цели и решения, которые следует принять на тактическом и операционном уровнях.

В стратегии исполнения должна быть учтена принятая в компании система относительной приоритезации характеристик непрерывной цепочки поставок: динамичность, адаптивность, надежность, эффективность использования активов, уровень затрат. Это важно, поскольку динамика цепи поставок порождает ряд неявных компромиссов.

Приоритетность характеристик зависит от специфики бизнеса и отрасли, и, соответственно, от характера спроса на продукцию, а также от конкурентной стратегии компании. Например, производитель электроники, который занимается гарантийным обслуживанием и продажей запчастей корпоративным клиентам, считает надежность и скорость доставки более приоритетными, чем затраты и эффективность использования активов, поэтому структура цепи поставок предусматривает постоянное наличие запчастей, даже если это влечет за собой лишние затраты на хранение запасов и выполнение срочных заказов.

Производитель товаров народного потребления, наоборот, на первое место ставит надежность и уровень затрат. Его задача – сохранить уровень обслуживания при умеренных затратах и поддерживать объем запасов, достаточный для своевременного и полного удовлетворения спроса.

Оба предприятия в наших примерах имеют одну стратегию. Часто компании создают несколько отличных стратегий для работы с разными сегментами целевой аудитории. Но приоритетность характеристик цепочки поставок всегда будет определять, в чью пользу принимается компромисс – логистики или управления запасами.

Так, стратегия цепочки поставок включает структуру системы поставок и стратегию распределения запасов. Структура системы поставок определяет порядок работы распределительных центров (количество, размер, местоположение, задачи), а также основные и альтернативные направления потоков товаров. Стратегия распределения запасов решает задачи оптимального размещения запасов для достижения целей сферы поставок и бизнеса в целом.

Чем больше распределительных центров имеет предприятие, тем ближе можно расположить запасы к точкам сбыта. Это сокращает время и затраты на транспортировку, ускоряет выполнение заказов, но повышает уровень запасов. Вместе с этим повышаются требования к пропускной способности системы поставок, увеличиваются постоянные накладные расходы.

И наоборот, когда уровень запасов достигает некоторой границы, снизить его можно, если разместить центры распределения более плотно и ввести дополнительную плату за перевозку. Это позволит избежать существенных изменений сроков выполнения заказов.

Структура цепи поставок и размещение запасов зависят от специфики бизнеса и стратегии компании. Определить их помогает специальный аналитический инструментарий: методы сетевого моделирования и оптимизации сети, а также методы многоступенчатой оптимизации запасов.

Чтобы непрерывная цепочка поставок способствовала эффективной реализации стратегии, следует поставить правильные цели и выбрать ключевые параметры. В случае производителя высокотехнологичных деталей такими параметрами могут быть срок и полнота выполнения заказа, поскольку приоритетом является скорость и надежность исполнения, а производитель товаров широкого потребления мог бы ориентироваться на своевременность и полноту выполнения заказа и себестоимость реализованной продукции, поскольку его приоритетные характеристики – надежность и управление затратами.

Запасы 2.png

Рис.2. Уровни системы непрерывного планирования и исполнения

Тактический уровень

На тактическом уровне тесное взаимодействие функций планирования и логистики имеет не меньшее значение, чем на стратегическом. Сложность данного уровня состоит в работе с двумя временными промежутками: среднесрочным (от 6 мес. до 1,5 лет) и краткосрочным (от 2 до 8 недель).

В рамках среднесрочного тактического периода осуществляется реализация среднесрочной стратегии наращивания запасов и планирование загрузки логистической системы. Отталкиваясь от прогноза спроса, компания составляет производственный план и размещает запасы таким образом, чтобы своевременно удовлетворять спрос в нужном месте и в нужном количестве.

Задача планирования продаж и операций – наладить взаимодействие между коммерческой и операционной функциями с целью уравновесить спрос и предложение. Далее к этому процессу подключается логистика: выполняется оценка возможности логистической системы удовлетворить спрос, а также стоимости поддержания приемлемого уровня обслуживания клиентов. Более того, специалисты по логистике, изучив планы, должны действовать на опережение: заранее обеспечить наличие доступных транспортных средств в системе и необходимую численность персонала в центрах распределения. 

На практике непредвиденные изменения спроса или производительности логистической системы часто вынуждают компании приспосабливать планы, рассчитанные на среднесрочный период, к коротким временным рамкам. Если в этих условиях процесс принятия решений становится обособленным, он превращается из проактивного в реактивный.

Комплексный подход к корректированию планов спроса, производственных планов и уровня запасов становится возможным при кросс-функциональной организационной структуре, которая способствует соблюдению стратегии цепи поставок.

При перестройке планов на краткосрочный период задача логистики – не только оценить масштаб изменений при содействии других функций, но и внести изменения в краткосрочное планирование производительности системы с учетом новых показателей спроса. Цель оптимизации на этом временном отрезке – повышение эффективности управления затратами на восстановление баланса запасов между пунктами распределения.

На тактическом уровне применяется инструментарий для планирования спроса и предложения, а также методы вероятностного анализа. Выполняется построение моделей прогнозирования, используются модули планирования производства и распределения ресурсов, инструменты сетевого моделирования и управления запасами с возможностью задать несколько периодов планирования спроса.

Показатели эффективности, принятые на стратегическом уровне, следует использовать в качестве критерия эффективности в заданный период на тактическом уровне. На этом этапе также выполняется их разбивка по отдельным функциям. Так, полнота и своевременность выполнения заказа (показатель надежности на стратегическом уровне) разбивается на такие критерии, как норма насыщения спроса (логистика), точность прогнозирования (планирование), соблюдение графика (производство).

Операционный уровень

На операционном уровне эффективность управления запасами во многом зависит от функциональных возможностей логистической системы: прозрачность запасов, их распределение, управление заказами и т.д. При традиционной стратегии «make-to-stock» («производство – склад») компания производит товары, размещает их на складе, получает заказы и выполняет их, доставляя товар со склада в нужном объеме в условленное время.

На самом деле непредвиденные проблемы могут возникнуть в любой момент, и тогда даже при идеальном планировании компании не удается выполнить заказ без задержек. От проблем никто не застрахован, но, обеспечив прозрачность складов и запасов в пути в режиме реального времени, можно преодолевать их быстро и эффективно.

Например, при поступлении срочного заказа в отсутствие товара на складе его все же удастся выполнить, если компания имеет четкую информацию о местонахождении товара в пути и расчетном времени его доставки на склад. Или же партия товара, предназначенная для пополнения запасов на одном складе, может быть перенаправлена на другой склад, где возникла срочная потребность.

При распределенной системе управления заказами товар поставляется клиенту из одного из пунктов сети: распределительного центра, магазина или поставщика. Прозрачность сети поставок и четкая система правил позволяют своевременно определять оптимальный способ выполнения заказа, выбирая нужный канал и пункт хранения запасов. Система правил включает в себя наличие запасов на складах и пунктах распределения, затраты на выполнение заказа, ограничительные факторы (производительность логистической системы и др.). На их основе принимается решение о способе выполнения заказа, а также осуществляется распределение запасов с учетом клиентских сегментов.

Таким образом, прозрачность запасов и наличие распределенной сети поставок дает реальную возможность снизить уровень страхового запаса для всех пунктов хранения.

Что важно учитывать

Эффективность бизнеса в целом во многом зависит от эффективности управления запасами, и следует отметить особую роль логистики на каждом уровне принятия решений.

Подводя итог, мы хотели бы выделить несколько важных аспектов управления запасами:

  • Понимание стратегических характеристик эффективности и их влияния на выбор целей, принятие решений, управление процессами и показатели деятельности компании на каждом уровне;

  • На стратегическом уровне – установление равновесия между компромиссными решениями в сфере логистики и управления запасами применительно к соответствующим функциональным стратегиям компании;

  • На тактическом уровне – участие менеджмента в процессе планирования и оценка выполнимости планов, принимаемых на краткосрочный и среднесрочный периоды;

  • Обсуждение характера влияния новых планов или вносимых изменений на уровень логистических издержек, подготовка материально-технических средств для их выполнения;

  • На операционном уровне – повышение гибкости бизнеса и экономической эффективности выполнения заказов благодаря применению современных технологий и методов управления заказами;

  • Использование технологий получения и обработки данных в режиме реального времени для постоянного совершенствования операционной модели бизнеса с целью достижения стабильной рыночной дифференциации компании.

Динамично развивающийся рынок диктует компаниям необходимость создания непрерывной цепочки поставок, структура которой наиболее способствует достижению целей эффективности управления запасами и системой поставок.


Комментарии для сайта Cackle

назад на  Главную назад в   Публикации