Управленческий консалтинг

Мы получили Ваш запрос и ответим Вам в ближайшее время.

Спасибо! Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время

×
×
Подпишитесь на обновления
×
Публикации

Отраслевая аналитика

Функциональная аналитика

× фото

Эффективное планирование в условиях нестабильного рынка – возможно ли оно?

Ноябрь, 2016

Эффективное планирование в условиях нестабильного рынка –  возможно ли оно?

Большинство систем планирования давно морально устарело, ведь в их основе лежат методы прогнозирования, зачастую не способные учесть все нюансы нестабильного рынка. Срочный заказ от VIP-клиента, крушение сухогруза у берегов Индии и прочие форс-мажоры – причина того, что малая часть времени уделяется планированию, и значительная – борьбе с последствиями.

Планирование необходимо, прежде всего, для расчета объемов производства, закупки сырья и выбора оптимального способа транспортировки. Планирование «вручную» приводит к потере прозрачности системы, следовательно, возможности контроля и учета. Это неизбежно снижает уровень эффективности, а заодно и финансовые показатели.

Альтернативой «гаданию на кофейной гуще» стал новый метод, хорошо проявивший себя в сфере планирования продаж и операций, – вариационное планирование. Его основные тезисы:

  • Заблаговременное планирование диапазона возможных изменений спроса и предложения.

  • Количественная оценка показателей производственной эффективности и финансовых результатов соответственно каждому набору значений спроса и предложения.

  • Разработка порядка действий различных отделов предприятия, а также условий сотрудничества с партнерами или клиентами в пределах вариационного диапазона.

Объединив информационные потоки, персонал и процессы в единый механизм планирования, основанный на вариационном принципе, можно добиться прогнозируемости сферы продаж и цепи поставок и достичь гибкости бизнеса.

Что же такое вариационное планирование и как в нем преуспеть?

Главное – определить соотношение издержек и выгод от готовности компании удовлетворять спрос при любом показателе в пределах диапазона. До какой отметки может упасть или, наоборот, возрасти уровень продаж? Как это отразится на показателях работы компании?

Методы вариационного планирования позволяют ответить на эти вопросы, что дает возможность компании выйти на высокий уровень планирования. Он обеспечит гибкость и как результат оптимальное соотношение прибыли и убытка при неблагоприятных изменениях рынка с сохранением уровня обслуживания клиентов. Ключевые показатели сопоставляются с возможными значениями спроса, и менеджмент приходит к выбору того алгоритма действий, который позволит минимизировать ущерб от колебаний экономики. Например, компания делает упор на производстве наиболее рентабельной продукции с целью снизить затраты и риски.

Задумайтесь: мы ведь не планируем повседневные дела методом угадывания. Как же возможно таким образом построить успешный бизнес? Например, синоптики сообщают, в каких пределах будет меняться температура в течение дня, и какова вероятность осадков. Если вероятность дождя минимальна, мы не берем зонт, но если она близится к 50%, то, скорее всего, возьмем. Но, если у нас на этот день запланирована важная встреча, на которую мы идем в дорогом наряде, зонт должен быть при нас, даже если вероятность осадков не превышает 10%. Подобно тому, как мы принимаем решение взять с собой зонт, бизнес должен быть заранее готов к любому изменению в цепи поставок.

Вариационное планирование бизнеса подразумевает такой же подход:

  • Возможные варианты развития событий, их вероятность (дождь – 50%, солнце – 20%, пасмурный день без осадков –  30%).

  • Каковы наши варианты действий? (Брать / не брать зонт).

  • Каковы издержки и выгоды каждого варианта действий в пределах диапазона возможных сценариев? (взять зонт при хорошей погоде, взять зонт при дожде, не взять с риском промокнуть, не взять без риска промокнуть).

Как перейти к прогрессивному планированию?

I этап. Вариационный прогноз 

Определяем диапазон, в котором может колебаться уровень спроса, на нужный период.

Сначала отметьте типичную ошибку, которая допускалась вами в разных сферах при использовании устаревших методов планирования. Затем оцените внешние условия – ситуацию на рынке, уровень конкуренции и т.д.

II этап. Вариационное планирование.

Далее разделите потенциальный уровень спроса на две категории:

«Гарантированный» спрос – минимальный уровень, который сохранится при худшем сценарии.

«Неустойчивый» уровень, который будет колебаться между наименьшим и наибольшим значением диапазона. 

С точки зрения рисков, «гарантированный» спрос – это уровень достоверности при нестабильной экономике. Оперируя этим значением спроса, компания может с уверенностью выпускать продукцию в соответствующем объеме, прибегать к незатратным видам поставок и перевозки, которые осуществляются в течение длительного периода, тем самым снижая уровень затрат.

На уровне «неустойчивого» спроса компании необходимо быть готовой удовлетворить его в случае высокого значения и, наоборот, выйти на минимальные издержки в случае низкого. Здесь на помощь приходят средства, сэкономленные при реализации стратегии для «гарантированного» спроса, выступая своеобразной страховкой. Так компании удастся выйти на сравнительно постоянный уровень затрат не зависимо от реального сценария.

III этап. Компромиссы при вариационном планировании.

В отделах планирования понимают, что недостаточное снабжение чревато упущенной выгодой и неудовлетворенными потребностями, а чрезмерное приведет к нерациональному использованию ресурсов и избыточным запасам. Вариационное планирование же позволяет эффективно реагировать на спрогнозированный уровень спроса и направить усилия на достижение более высокого уровня гибкости.

Самое сложное – утверждение диапазона всеми членами команды. После принятия решения составляется план, который сообщается всем участникам, включая менеджеров по производству, отделы продаж, поставок, финансов. Теперь они будут действовать как единый механизм при любом сценарии и нести ответственность за результат.

Например, при заданной добавленной стоимости продукции компания сможет эффективно удовлетворить тот уровень спроса, вероятность которого составляет около 50%, но никак не менее 25%. Владение этой информацией дает возможность достоверного планирования.

В нашем случае план поставок рассчитан на уровень спроса, имеющий 50%-ную вероятность. Менеджеры не станут рисковать ресурсами и закладывать в план более высокий уровень, но если эта ситуация все-таки произойдет, удовлетворить такой спрос компания не сможет. Так и мы можем попасть во внезапно налетевший ливень, хотя по прогнозу осадки были маловероятны и мы, не взяв зонт, по сути, поступили правильно.

Применяя методы вариационного планирования, мы повышаем шансы бизнеса на успех в нестабильной ситуации и обеспечиваем ожидаемый уровень эффективности независимо от сценария.

Комментарии для сайта Cackle

назад на  Главную назад в   Публикации